Ошибка: группа не существует! (ID: 7)

Сегодня рассмотрим интересную и распространённую тему среди автолюбителей – толкатели. Что это за зверь и с чем его едят, спросите вы? Всё довольно просто, толкатели — это детали, с помощью которых происходит движение тех или иных клапанов в ДВС, то есть их роль в работе очень ощутима. Толкатели, как и все остальные запчасти авто, подразделяются на несколько типов:

  • Механические
  • Роликовые
  • Гидравлические

Разумеется, у каждого вида имеются свои плюсы и минусы, о чём мы и детально поговорим в текущей статье.

Механические толкатели

Первым на рассмотрение «просится» механический тип. Очень распространена модификация толкателя благодаря ее незначительному весу, что и является основным преимуществом детали. Мотор благодаря таким «помощникам» вращается значительно быстрее.

Но не все так «гладко», как кажется на первый взгляд — как и у любой конструкции, у этих толкателей также есть свои конструкционные недостатки. Первой проблемой, с которой придётся столкнуться, является ощутимый шум при работе данного оборудования. С этим придётся смириться, ведь здесь уже ничего не поделаешь. Второй недостаток менее «слышен», но тоже рано или поздно даст о себе знать — это способность этих толкателей к расстройству (разбалансировке), что требует частого дополнительного  вмешательства.

Почему гидравлика?

В топе также находится гидравлический толкатель, и давайте разберёмся, почему? Основным преимуществом этого типа является наличие «собственной» внутренней камеры, которая служит ёмкостью для накапливания моторного и контрольного масла. Дело в том, что при активной фазе работы ДВС эти камеры предотвращают отток масла обратно, что значительно упрощает работу. Разница клапанных зазоров благодаря этому автоматически компенсируется.

Так как толкатель довольно распространён, то и цена соответствующая — как на ширпотреб — приятно радует. Дополнительным достоинством является непривередливость к осмотру и ремонту. Однако не стоит возлагать такие большие надежды на этот вид толкателя, ведь при высоких оборотах они «зависают» и могут привести к трагическим последствиям. Он способен стабильно работать почти на всех типах двигателей, но если у вас «спортивное» авто и вы любитель высоких скоростей, то стоит обратить внимание на их заграничные аналоги.

Толкательные клапана на ВАЗ

Толкательные клапана на ВАЗ

Есть вариант и получше…

Самым основным и дорогостоящим видом является роликовый толкатель. Спектр положительных показателей этого «друга» крайне широк. Он компенсирует почти все недостатки предыдущих его собратьев, но в то же время имеет дополнительные преимущества. Так, при работе он способен понижать силу трения клапанов, увеличивая тем самым мощность ДВС, а его способность к экономичной подаче топлива позволяет считать этот аналог лучшим в своей серии. По типу они бывают как механические, так и гидравлические. При выборе стоит обращать внимание на характеристики отдельно взятого толкателя, так как сложно сразу сказать, какой будет лучше. Следует только уточнить, что механический толкатель будет наихудшим вариантом для форсированной работы ДВС ВАЗ 2109.

Основной помощник в работе любого толкателя – кулачковый распределительный вал. Сбрасывать со счетов этого товарища мы не советуем — работа толкателей напрямую зависит от подобранной марки распредвала. Так, например, если неправильно подобрать кулачковый под толкатель, то будет нарушен режим подачи топливовоздушной смеси и выпуска отработавшего газа из-за неравномерного открытия клапанов. Мало того, что это не экономично, так ещё и опасно для жизни вашего ДВС. Последствия такой работы страшно себе представить.

Разделяют толкатели так же и по категориям, основные из которых — жёсткие и гидравлические. В дальнейшем будем рассматривать каждую из категорий.

Жёсткие толкатели

Жёсткий (механический) — представляет из себя образование цилиндрической формы с верхнего края, которого плоская поверхность. С помощью этого края толкатель и соприкасается с кулачковым валом и приводится в действие.

Есть в этом типе и нюансы, которые нельзя игнорировать. Вернёмся всё к тому же зазору между клапаном и цилиндром ДВС. Дело в том, что его не так легко регулировать, как у предшественников, и приходится всю настройку оборудования производить заранее. Для этого делают зазор в механизме привода клапана с целью дальнейшей компенсации зазора при термическом нагреве. То есть, если неправильно подобрать эту компенсацию, то клапан всегда будет немного приоткрыт, что повлечёт за собой уменьшение мощности ДВС, а в дальнейшем и выход из строя всей клапанной конструкции.

Гидравлический толкатель

Если вам лень производить регулировку вручную и хочется чего-то автоматического, то на помощь придёт гидравлический толкатель. Он лишён недостатка предыдущего толкателя и регулировка зазора осуществляется, как уже было бегло сказано ранее, с помощью той самой камеры с маслом. Дело в том, что давление накопившегося масла позволяет точно толкать плунжер и сохранять нулевой зазор между клапаном и цилиндром. При этом в момент открытия клапана камера выполняет обратную функцию, создавая небольшое сопротивление. Любые тепловые расширения или поломки будут компенсированы также этим плунжером. Если сжатое масло, закаченное предварительно в камеру, является чистым, то решается и вторая важная проблема с лишним шумом (который присущ механическим толкателям). За счёт масла обеспечивается «мягкий» ход, и шума как не бывало! Метод доступный, и поэтому имеет такую известность среди автолюбителей.

Даже такая, казалось бы, продвинутая конструкция способна дать сбой. При работе такого толкателя  регулируется система подачи и выхода определённого количества масла. Объём масла на выходе больше объёма способного поместиться в толкатели. Но со временем из-за усталостных нагрузок количество вытекающего масла превышает норму, и толкатель постепенно выходит из строя. Давление сжатой субстанции внутри уже не такое, и при открытии клапана давление со стороны масла уменьшается. Также появляются зазоры. Что происходит дальше, вам уже известно. После появления первых признаков такой работы необходимо срочно менять толкатели, иначе может быть уже поздно.

Гидравлический толкатель на ВАЗ

Гидравлический толкатель на ВАЗ

Роликовый толкатель

О преимуществах следующего вида можно говорить очень много. Итак – роликовые толкатели. Данный тип применяется редко из-за своей дороговизны. Цена такой системы превышает в 2-3 раза цену обычного гидравлической конструкции. Но плюсы ощутимы.

При установке роликового толкателя значительно повысится мощность двигателя, но также  увеличится и скорость открытия, закрытия клапанов. Давайте обратим внимание на конструктив по сравнению с гидравлической модификацией, чтобы понять, где тут собака зарыта. Вся загвоздка в том, что в гидравлике применяется плоская поверхность, которая подвержена сильно усталостным нагрузкам и создаёт большую силу трению. В роликовых же на этом месте установлен, как вы догадались, ролик. Получается, что ролик не трётся об кулачок, а катится по нему, что значительно увеличивает надёжность. Выгода приобретения очевидна, но почему же его не так часто применяют, несмотря на высокую цену? Да потому что он не подходит для двигателей отечественного производства (таких как ВАЗ 2109) из-за необходимости установки нового кулачкового вала и, тем самым, изменения всей валораспределительной системы.

Но клейма на этом способе ставить не стоит, собственно, поэтому мы и тут. Подобрав правильно распределительный вал и доступный вариант лёгких роликовых толкателей, вы можете сэкономить на пружинах, жёсткости которых будет хватать для нормальной работы. То есть альтернативные варианты всегда существуют, и комбинируя их под своё авто, можно легко добиться нужного результата.

Легкие роликовые толкатели

Легкий роликовй толкатель