FAP-фильтр: история, функции и особенности

FAP-фильтр: история, функции и особенности

Что такое FAP-фильтр и в чем его отличие от DPF

FAP-фильтр (от фр. Filtre à Particules) — это разновидность сажевого фильтра, предназначенного для очистки выхлопных газов от твердых частиц, в первую очередь сажи, образующейся при сгорании дизельного топлива. По своей сути FAP выполняет ту же функцию, что и DPF (Diesel Particulate Filter), но отличается по технологии работы.

Главное отличие FAP фильтра от DPF — в использовании специальной жидкой присадки, которая снижает температуру сгорания сажевых частиц. Эта присадка подается из отдельного резервуара и позволяет противосажевому фильтру эффективно регенерироваться даже при низких температурах выхлопа — например, при городской езде или частых остановках. DPF, в свою очередь, чаще полагается на высокую температуру для сжигания сажи и может требовать активной регенерации с дополнительным впрыском топлива.

История появления и внедрение в автомобилях

Технология FAP была впервые внедрена французскими автопроизводителями, такими как Peugeot и Citroën, в начале 2000-х годов. Это стало ответом на ужесточающиеся экологические стандарты, в первую очередь — Евро-4 и Евро-5, ограничивающие количество твердых частиц в выхлопных газах.

Изначально FAP-фильтры устанавливали на дизельные модели, предназначенные для продажи на рынках Европы, где экологические требования были особенно строгими. Позже технология распространилась и на другие бренды — Renault, Fiat, Volvo, а также на отдельные модели Ford и Mazda, оснащенные дизельными двигателями совместной разработки с французскими концернами.

Особенность FAP-систем заключается в их высокой адаптивности к городскому стилю вождения и стабильной работе даже в условиях частых остановок и коротких поездок. Именно это сделало технологию особенно популярной в Европе, где плотность движения и экологическое регулирование более жесткие.

Назначение и функции FAP-фильтра

Основная функция FAP-фильтра — улавливание и удаление твердых частиц (сажи) из выхлопных газов дизельного двигателя. Это позволяет значительно снизить вред, наносимый окружающей среде, и обеспечивает соответствие автомобиля экологическим требованиям.

Фильтр выполняет следующие задачи:

  • Улавливание сажи, образующейся при сгорании топлива;

  • Накопление твердых частиц в пористой структуре фильтра;

  • Регенерация — сжигание накопленной сажи с помощью химической реакции, ускоренной за счет жидкой присадки;

  • Передача данных в ЭБУ — за состоянием фильтра следят датчики давления и температуры.

FAP-фильтр работает в автоматическом режиме, не требуя вмешательства водителя, но нуждается в периодическом обслуживании — в первую очередь, доливе специальной жидкости (Eolys, Infineum и др.), расходующейся при каждой регенерации.

Типы и особенности FAP-фильтров

Существуют несколько разновидностей FAP-фильтров, различающихся по конструкции, типу применяемой присадки и способу регенерации:

  1. FAP с жидкой присадкой — классическая система, где специальная жидкость подается в топливо и снижает температуру горения сажи. Это облегчает регенерацию даже при частых поездках в холодном режиме.

  2. FAP с интегрированным катализатором — в этих системах дополнительно используется каталитическое покрытие (на основе платины), которое ускоряет химические реакции. Такая система часто встречается на автомобилях последних поколений.

  3. Многоразовые и одноразовые фильтры — большинство FAP-фильтров рассчитаны на несколько циклов регенерации, но при сильном загрязнении или выходе из строя подлежат замене.

Особенностью всех FAP-систем является необходимость контроля уровня присадки, которую нужно периодически восполнять, а также диагностика состояния фильтра при плановом обслуживании. При достижении предельного уровня зольных остатков фильтр подлежит замене.

Adblock
detector