Разрезной шкив привода распредвала

Любые детали современных двигателей, как известно, изготавливаются не абсолютно точно, а с определенными допусками. И при определенном стечении обстоятельств, при сборке нового двигателя возможна такая ситуация, что ошибка в положении распределительного вала относительно коленвала может составить несколько градусов. Для моторов переднеприводных ВАЗов это может выразиться в существенном падении мощности, снижении экономичности.

Подстроить указанный угол до оптимальных значений нам поможет разрезной (или составной) шкив распределительного вала. Суть в том, что его конструкция позволяет регулировать положение зубчатой части относительно распредвала.

Также такой шкив поможет подстроить работу двигателя при установке нештатного распредвала с измененным профилем кулачков. Но точная установка доступна разве что профессионалам при наличии специального оборудования, а любители могут поэкспериментировать с установкой различных углов опережения (или отставания) и тестировать поведение двигателя при различных их значениях и вывести для себя наиболее подходящий. Например, можно переместить максимальный крутящий момент от стандартных 3000-3500 об/мин в сторону более низких оборотов 2000-3000 об/мин для увеличения тяги на низах. Для этого нужно установить фазы газораспределения с небольшим опережением. Но при этом придется пожертвовать максимальной мощностью двигателя, и соответственно, максимальной скоростью автомобиля.

Разрезной шкив состоит из ступицы, которая сажается на распредвал, и зубчатого венца, которые между собой соединяются при помощи 6-ти болтов. В зубчатом венце имеются отверстия с резьбой, а прорези в ступичной части шкива имеют специальную форму, позволяющую поворачивать зубчатый венец относительно ступицы. Так мы получаем возможность изменять фазы газораспределения. Прорези в ступице шкива позволяют изменять угол в пределах примерно 5 градусов, что достаточно для тонкой подстройки, и недостаточно для того, чтобы как-либо навредить двигателю.
Заменить штатный зубчатый шкив на разрезной можно, воспользовавшись мурзилкой по вашей модели автомобиля. Отмечу лишь, что разбирать привод ГРМ нужно, выставив шкив распредвала и маховик в определенное положение, совместив метки на шкиве и маховике с соответствующими контрольными рисками на кожухе ГРМ и картере сцепления соответственно.

Метки на шкиве и маховике

Перед установкой разрезного шкива нужно установит его в нулевое положение, то есть чтобы расположение зубчатой части относительно ступицы разрезного шкива соответствовало штатному шкиву.

Для этого ослабляем шесть болтов разрезного шкива, кладем его на штатный шкив и совмещаем пазы под шпонку в центральных отверстиях шкивов. Для этого можно воспользоваться сверлом 4 мм. После совмещения шпоночных отверстий совмещаем положение зубьев до точного совпадения путем поворота зубчатой части разрезного шкива.

Регулировка шкива

При этом видно, что отверстие под болт в разрезном шкиве располагается по центру прорези, что логично.

Прорезь для регулировки шкива

Для контроля правильности установки разрезного шкива нужно нанести специальную установочную метку, как и на стандартном шкиве на его внешней стороне, повернутой к пользователю. Дело в том, что на разрезном шкиве, который изготавливается из двух стандартных, эта метка расположена на обратной стороне, которая на установленном шкиве не видна.

Далее необходимо нанести на зубчатый венец и ступицу метки, совпадающие при его нулевом положении для контроля угла смещения фаз.

Регулировка шкива

Чтобы точно контролировать угол смещения при регулировке шкива, можно на время регулировки помещать между частями разрезного шкива кусочек рулетки. После регулировки его необходимо извлечь во избежание его самопроизвольного выпадения в процессе работы ГРМ.

Теперь разрезной шкив готов к установке, прибегаем к помощи руководства по ремонту ВАЗ 2109 для правильного сбора механизма ГРМ.
Теперь можно поэкспериментировать с изменением фаз газораспределения путем отворачивания шести болтов на разрезном шкиве и поворотом коленчатого вала за зубья маховика при помощи отвертки через специальное отверстие в картере сцепления. После регулировки затягиваем болты на шкиве. Результат можно оценить в движении, опираясь на свои ощущения, и при необходимости регулировку можно повторить.

Adblock
detector