Вместе с понижением температуры в связи с постепенным приходом зимы стало холодать и в машине. Больше времени стало уходить на прогрев двигателя, затем ждать повышения температуры охлаждающей жидкости градусов до 60 чтобы включить печку и согреться. В этой связи вспомнилась доработка системы охлаждения ВАЗ 2109, когда вместо штатного термостата устанавливается 6-дырочный термостат от ВАЗ 2110. Он доработан по сравнению со штатным и имеет следующие преимущества:
— термостат доработан для обеспечения более стабильной температуры охлаждающей жидкости;
— меньше соединений на хомутах. Штатный термостат крепится к выпускному патрубку через резиновую соединительную трубку;
— термостат сделан разборным для возможность замены термоэлемента отдельно от корпуса;
— новый термостат короче штатного на 5 см — стало больше места.
Чтобы снять термостат и не проливать тосол, нужно вначале освободить патрубок на дроссельном узле и через него слить то, что выльется. Останется только соблюдать аккуратность и не пролить тосол при отсоединении обратного патрубка от радиатора печки.
Подключаем новый термостат с 6-ю отверстиями по следующей схеме:
Потребуется установка новой трубы, по которой тосол направляется обратно к помпе, так называемый «саксофон» (2110-1303055-10), она короче штатной от ВАЗ-2109. Впрочем, у автомобилей поновее такая труба стоит уже с завода. Также могут понадобиться шланги, хомуты, прокладка под новый термостат. Желательно примерить термостат и по месту определиться, потребуется ли замена шлангов.
Выше была приведена стандартная схема подключения 6-дырочного термостата. Однако рекомендуют такой термостат подключать по другой, модернизированной схеме.
Смысл такого подключения в том, что охлаждающая жидкость, отдавшая тепло в радиаторе печки направляется обратно к термочувствительному элементу термостата (а не сливается в приемную трубу к помпе), и немного остужает его, не давая открывать большой круг, пока температура тосола, поступающего от печки не поднимется. Получается, что теперь термостат учитывает также температуру охлаждающей жидкости от радиатора отопителя, что делает температурный режим двигателя более стабильным, и зимой в машине будет теплее. Для подключения понадобится специальный тройник.
При такой системе подключения 6-ти дырочного термостата отпадает необходимость установки так знакомых всем владельцам отечественных авто картонок перед радиатором. Летом же отличий в работе термостатов всех видов не отмечается.
Для сравнения и понимания нюансов работы, ниже приведены штатные системы охлаждения ВАЗ 2109, ВАЗ-2108.