Многие автолюбители убеждены в том, что создание качественного автозвука невозможно без использования дорогих компонентов — усилителей, акустических систем, установки дополнительных устройств вроде настраиваемых фильтров и прочего совсем не дешевого оборудования. По своему они, конечно, правы. Но мало кто знает, что при грамотном подходе к выбору, размещению и настройке  компонентов, акустических систем (динамиков), хорошего звучания можно добиться уже в среднем ценовом сегменте данных устройств.

В этом материале будет рассмотрен вариант доработки наиболее часто встречающейся в автомобилях звуковой системы, состоящей из головного устройства – 4-х канальной автомагнитолы мощностью 40-50 Вт на канал, и четырех динамиков.

Большинство автомагнитол фактически имеют неискаженную выходную мощность, не превышающую 10 – 12 Вт, несмотря на указанную производителем мощность в несколько раз выше. Дело в том, что производители используют маркетинговый ход, и указывают на своих продуктах пиковую мощность, которую усилитель выдает кратковременно, в моменты миллисекундных пиков сигнала, и характеризуют скорее динамические характеристики усилителя, а не реальную слышимую громкость воспроизводимого звука.

Расположение динамиков в штатных местах: два в передних дверях или в панели приборов, и два – в задней полке, по системе «фронт – тыл». При такой схеме размещения динамиков передние логично было бы использовать для воспроизведения средних и высоких частот, а динамики, расположенные сзади – для воспроизведения низких частот (басов). Но на практике  зачастую получается так, что у магнитол среднего ценового диапазона отсутствует возможность раздельной регулировки частот по каналам, а присутствует только общий на все каналы эквалайзер. Поэтому нашей задачей будет ограничить воспроизведение низких частот фронтальной акустикой в дверях, а тыловую акустику будем ограждать от воспроизведения ВЧ и СЧ сигнала. При такой настройке передние динамики не будут перегружаться НЧ сигналом, который они не в состоянии нормально воспроизводить,  а задние будут работать в качестве сабвуфера, воспроизводя только басы, без примешивания СЧ и ВЧ во избежание чрезмерного смещения звуковой сцены назад.

Обычно  в качестве тыловой акустической системы используются коаксиальные динамики-блины 6×9. Чтобы ограничить воспроизведение ими высоких частот можно просто отключить ВЧ-пищалки в них, либо использовать сзади низкочастотные головки. В дальнейшем эти  ВЧ-пищалки можно использовать в составе фронтальной акустики в качестве ВЧ-излучателей. Но этого все равно недостаточно, поэтому будем применять простейший фильтр низких частот (ФНЧ) первого порядка с частотой среза в районе 1 кГц.

Аналогично, для передней акустики применяем фильтр высоких частот (ФВЧ). Хорошие результаты получаются уже при частоте среза в 200 Гц.

Схема такого комбинированного фильтра приводится  ниже.

Схема простейшего ВЧ и НЧ фильтра

Конденсаторы С1, С2  для фильтра ВЧ – оксидные, например марки К50-24. Если найдете, лучше использовать вместо пары конденсаторов один  неполярный оксидный емкостью 220 мкФ.

Катушка L1 наматывается из 160-200 витков провода марки ПЭВ-2 1,0 на основании диаметром 25 мм при длине намотки 24 мм. В качестве оправки можно использовать катушки для пленки от видеокассет. Индуктивность такой катушки будет примерно 0,6 мГн.

Также этот вариант схемы можно использовать при размещении всех динамиков спереди, тогда уровень низких частот можно будет регулировать смещением баланса в сторону низкочастотной акустики.



Ильдаф
2014-01-03 12:53:03
Т.е. на каждый фронтальный динамик по конденсатору и на каждый тыловой динамик по катушке?
Admin
2014-01-03 16:51:13
Да, верно.
Илья
2014-06-01 23:38:28
Что то я не понял совсем. А картинки есть? и как там, от кондесаторов и катушки сразу проводами к Динамику?
Admin
2014-06-02 10:34:01
Картинок нет, а фильтры нужно собирать как можно ближе к динамику и крепить рядом с ним