У многих, если не у всех владельцев «Самар» рано или поздно возникают проблемы с монтажным блоком, или «черным ящиком». Проблемы заключаются в неадекватной работе электрики автомобиля — внезапное включение дворников, мигание или отключение освещения и тому подобное. Зачастую это связано с тем, что дорожки на печатной плате блока и разъемы, подключенные к нему окисляются из-за попадания влаги, и электрический контакт нарушается (либо создается новый из-за попадания воды, как в случае с дворниками). А все из-за того, что место для расположения монтажного блока выбрано крайне неудачно — справа в коробке воздухопритока, еще называемой «болотом» по известной причине — в сырую и дождливую погоду там действительно настоящее болото. По этой причине данный узел подлежит дополнительной защите от воды.

Для начала вкратце о типах монтажных блоков, устатанливаемых на ВАЗ 2109, и прочие «Самары».

Черный ящик

С 1998 вместо монтажного блока старого типа (рис. а) стали устанавливать блоки нового образца (рис б,в). Отличие от старого блока — иное обозначение разъемов (Х вместо Ш), другими номиналами и типом предохранителей (ножевые вместо обычных цилиндрических), отсутствует реле времени омывателя заднего стекла и реле вентилятора охлаждения двигателя (радиатора). т.к. на новых автомобилях стоит другой датчик его включения с контактами, рассчитанными на больший ток, и необходимость в реле отпала. Для отличия блока 2114-3722010-60 для семейства ВАЗ 2109 от внешне похожего блока на ВАЗ 2115 около разъема X11 есть белая метка.

Итак, что можно сделать, чтобы защитить «черный ящик» от попадания воды и связанных с этим проблем.

1.Держать чистым сливное отверстие рядом с блоком. Оно часто забивается листьями и прочей шелухой с улицы и препятствует сливу воды из пространства рядом с монтажным блоком.

Дренажное отверстие под монтажным блоком

2.Посадить на герметик или иным образом уплотнить пластиковую гребенку забора воздуха. Над монтажным блоком она сплошная, но вода проникает в щель между ней и корпусом авто.

Гребенка воздухозабора

3. Посадить на герметик сам монтажный блок, затянуть крепления.

4. Покрыть печатную плату специальным лаком (УР 237). Он двухкомпонентный, сушить его надо при температуре 60 градусов. Правда, если в блоке постоянно будет вода, то и это не поможет. Поэтому основной упор — на защиту от попадания воды.

5.Вырезать по размеру кусок автомобильной камеры и накрыть им блок (пожалуй, самый известный и старинный способ).

6.Разрезать вдоль 5-литровую бутылку из-под незамерзайки и половинкой накрыть монтажный блок. Так будет накрыт и разъем, который торчит вверх, и половинка банки сидит там достаточно плотно.

 Защита монтажного блока

Если же плата окислилась значительно и ничего не помогает то придется менять блок целиком. При удовлетворительном состоянии разъемов это не составит большого труда. Новый блок можно обработать по пункту 4. Также не забываем о том, что блоки бывают разных типов (см. начало статьи). Только не надо впадать в крайность и заматывать  весь блок целиком. Если так сделать, то влага, попавшая внутрь блока не сможет испаряться, что также приведет к коррозии токопроводящих дорожек и контактов, только еще быстрее. Надеюсь эта статья поможет вам справиться с проблемами, связанными с «черным ящиком» на Самаре!



admin
2012-11-17 12:00:29
Статья опубликована по просьбе одного из читателей.
Иван
2012-11-19 08:50:20
Интересно,а кто нибудь пробовал перенести блок в салон.Я уже замучился чистить.А год назад закоротил и выгорел ночью как только машина не сгорела.
admin
2012-11-19 19:37:15
Иван, вам повезло! Насчет идеи переноса блока в салон можно подумать.
Сергей
2012-11-29 15:59:34
Здравствуйте! А как можно перенести блок в салон? Тоже уже надоели потухания разных лампочек, особенно ночью и особенно в дождь.)))
admin
2012-11-29 21:34:24
Все-таки проще защитить его от воды, чем куда-то переносить. Придется удлинять провода, а это дополнительные разъемные соединения. Да и доступ к нему удобнее, чем если бы он располагался в салоне.
Владимир
2012-11-29 22:11:40
Приветствую! Статья занимательная, но очень надуманная... Имею ВАЗ-21093i 98года выпуска. Родной (заводской, старого образца) монтажный блок очень быстро пришёл в негодность--"приказал долго жить!"--года через два-три. Изучив внутренности чёрного ящичка, понял, что причиной болезни приведшей к смерти оного, является влага, нещадно уничтожившая часть токоведущих проводников на плате блока (не помню какая больше пострадала плата, верхняя или нижняя... но суть не в том). В магазе монтажный блок показался неоправданно дорог, понимая, что опять на два-три года -- Друг подтянул из автосервиса два таких же убитых блока, раскрутил оба, выбрал наименее закисший, отпаял верхнюю плату от нижней, отчистил скальпелем все места закислов и съеденности печати, локально облудил. Сгинувшие куски трасс пробросил проводом. Промыл. Взял кисть, литол, и промазал платы с обех сторон слоем смазки, не пропустив ни миллиметра площади!!! Спаял платы, собрал монтажный блок и установил на место. Задний разъём тоже просмотрел, подчистил и смазал литолом (какие-то контакты тоже были подкисшие). ВСЁ!!! И будет Вам счастье! На дворе 2012, больше к монтажному блоку я не возвращался НИКОГДА! PS Виноват... Иногда меняю "протёршиеся" предохранители.
Вовчик
2012-12-11 23:26:11
Видал такой девайс где то на форумах,но разве конденсат не будет собираться внутри этого обрезка бутылки???
Вовчик
2012-12-11 23:27:42
Зря литолом,надо специальной токопроводящей смазкой,у электриков такая есть,которые на электростанциях работают;)
admin
2012-12-11 23:32:25
Как раз ток там проводить ничего не должно кроме самих дорожек на плате!
Вовчик
2012-12-12 00:05:43
Ну я имел в виду что эта смазка предотвращает окисление.
Kirill
2013-06-05 14:57:22
Спасибо за статью. Вот только вопрос у меня ваз 2114, почему то с завода стоит блок 2115 37.22.010-60, но он закис до дыр... И прихожу в магазин там мне пережлагают блок 2115 37.22.010-36... Это еще что за блок?
макс
2013-07-18 02:27:25
перенес блок в салон и забыл про нево вообще.все проблемы с электрикой ушли.
Иван
2013-07-26 19:30:04
А можно поподробней
Deminua
2013-09-16 11:33:32
позавчера так и сделал ))
Иван
2013-09-16 20:43:48
Не подскажете как?
Алексей
2013-11-18 20:12:07
Заклинило сигнал, орет постоянно,реле срабатывает, другое ставил тоже самое, от руля провода отключал,все равно работает, ток идёт по проводу даже когда зажигание выключено( ключ вытащен), Грешу на сам блок реле, может вода там или окислилось вот и мкнет(но должно ли оно срабатывать когда зажигание офф?) и 2 вариант у меня это замок зажигания.подскажите в чем проблема?
Admin
2013-11-18 21:16:27
Сигнал будет работать и без ключа в зажигании, так что где-то коротит.
Admin
2013-11-18 21:17:21
Сигнал будет работать и без ключа в зажигании, так что где-то коротит, или реле залипло в замкнутом положении, пропробуйте заменить его.
Тюнинг Ваз
2013-11-22 21:09:21
Как называется смазка, та что у электриков?
Андрей Ангарск
2014-04-15 07:32:22
Всем привет ... кто перенес блок в салон можно подробности( куда,бюджет,нюансы,подводные камни)
Андрей
2014-07-09 22:10:32
Мужики ! - Все просто ! Берете WD-40, снимаете все реле и предохранители и заливаете в каждую дырочку - ВСЕ ! контакты отличные - не окисляются ! не испаряется (все закрыто) У меня вторая уже - так же делаю - проблем не знаю !
Игорь.
2014-09-27 13:41:01
У себя зделал так. Разобрал, разпоял на две части, починил. Далее разъёмы имеют там антикорозийное покрытие. Если оно повреждено, то нужно найти подходящие разъёмы с целым покрытием и заменить. Заклеиваю разъёмы скотчем повыше места пайки, выше нетронутого антикорозийного покрытия. И покрываю обе платы стойким лаком. Снимаю скотч. Подгибаю разъёмы, что бы потом в них ничего неболталось и спаиваю платы. Покрываю кисточкой лаком места пайки. Собираю. Готово. Остаётся следить что бы сливное отверстие рядом с блоком было постоянно чистым.
Сергей
2014-10-08 09:16:03
Единственный надежный способ перенос блока в салон!И использовать лучше не литол,а технический(или,если не найдете,то косметический)вазелин.При переносе и удлинении проводов,резать провода,оставляя разную длину,т.е,что бы места спайки не были друг напротив друга.Да,лучше спаять,а не скручивать!А в салоне всегда можно найти удобное место для размешения блока!
Роман
2015-01-20 01:17:45
Единственный надежный способ перенос блока в салон...ХА!его снимать то намучаешься когда из под торпедо разьемы хорошо обжаты...Простите если что но надежных способов много.Когда у меня началась свистопляска с блоком я тоже сначала побежал в магазин.Прибежал цену посмотрел,подумал дорого...купил б/у.Из 9-ки снял свой,оба разобрал,мой родной был мертв капитально.Купленный тоже позеленел от времени,расспаял,отчистил,пропаял и утопил его в воске(парафин).Собрал в корпусе и залил штекер снаружи...ВСЁ можете его раз в недельку с керхера мыть чтоб не пылился.
Виктор
2015-08-08 23:03:09
Циатим смазка
Сашко Каркавин
2015-06-29 22:47:10
а какой лак использовали?