Для многих загадкой остаётся тот факт, что на некоторых отечественных автомобилях, таких как ВАЗ 2109, полностью исправную систему охлаждения, которая нормально функционирует даже при сильных морозах, может вывести из строя включение отопления. Почему же в этом случае температурный режим двигателя нельзя нормализовать без использования всевозможных приспособлений для утепления радиатора, удаления лопастей вентилятора и других мероприятий? Прежде чем выяснить ответ на этот вопрос, необходимо разобраться в принципах действия всей системы.

Установка тюнингованного термостата

Установка тюнингованного термостата

Радиатор представляет собой устройство, выполняющее функции по нагреву воздуха салона и вместе с тем по охлаждению жидкости. Из него жидкость попадает в термостат, после чего поступает в водяной насос двигателя. Здесь происходит её смешивание с охлаждённой жидкостью отопителя (схож по принципу действия с радиатором, только имеет меньшие габариты), сопровождаемое понижением температуры. Причём чем мороз больше, тем жидкость холоднее. В итоге получается так, что термостат не выполняет своего предназначения, и, как следствие, приходится искать пути, чтобы не допускать переохлаждения.

Модернизированный термостат

Модернизированный термостат

Усовершенствование прибора по поддержанию постоянной температуры можно выполнить двумя способами, более подробно рассматриваемыми далее.

Способ №1

Как известно, после отопителя жидкость должна поступать в термостат «девятки», поскольку он управляет системой охлаждения. Проблема заключается в том, что ни к одному его патрубку не удастся подключиться посредством тройника, так как нарушится вся работа системы. Выход один – встроить в термостат новый патрубок. Его желательно расположить напротив имеющегося патрубка, ближе к разъёму корпуса, в общем, там, где жидкость лучше всего перемешивается.

Термостат с доработками

Термостат с доработками

Проведя необходимые работы, получилась обновлённая система, в которой помимо прежних потоков жидкости, регулируемых положением клапанов термостата, появился новый управляющий поток.

Чтобы удостовериться в том, была ли решена поставленная задача, был проведён специальный эксперимент. Его результаты, несомненно, порадовали: температура в обеих точках замера (1 – верхняя часть термостата, 2 – корпус водяного насоса) составляла 78 °С и независимо от режима работы мотора, радиатора и отопителя, она оставалась неизменной. Кроме того, по субъективным ощущениям работа двигателя, в общем, также улучшилась, да и салон стал обогреваться намного эффективнее.

Способ №2

Для выполнения модернизации термостата вторым способом его прежде всего следует разобрать, а сделать это возможно лишь развальцевав места стыка двух половин корпуса прибора. Развальцовка выполняется различными методами: например, край завальцовки можно обрезать абразивным отрезным кругом или подпилить ножовкой по металлу. Далее потребуется выполнить следующее:

Схема доработки термостата

Схема проведения доработок

  • из разобранного корпуса придётся извлечь термоэлемент, после чего просверлить сквозное отверстие в месте, куда упирается его стержень. Затем в полученном отверстии необходимо нарезать резьбу М4 и вкрутить в него соответствующий винт с приплюснутой головкой;
  • в крышке термостата стоит выполнить отверстие диаметром 8 мм. Впоследствии на подготовленный винт с прорезями М8 следует надеть резиновую прокладку (её можно изготовить самостоятельно, вырезав из использованной и непригодной камеры колеса) и вставить его в просверлённое отверстие крышки термостата и зафиксировать гайкой М8.

Реализовав вышеперечисленные действия, можно переходить к сборке прибора: вернуть на место термоэлемент и резиновую прокладку, промазав всё это герметиком. Спустя некоторое время, когда герметик немного подсохнет, половины корпуса нужно будет соединить так, чтобы приплюснутая головка винта М4 совпала с прорезью головки винта М8.

Завершающий этап – герметизация двух частей термостата. Этого можно достичь различными способами, один из которых – стягивание двух половин корпуса посредством хомутов, выполненных из металлической фольги. Выполнить такое преобразование термостата несложно, поскольку практически все размеры подгоняются по месту.

Теперь регулирование рабочей температуры двигателя будет осуществляться следующим образом: поворот регулировочного винта против часовой стрелки увеличивает температуру системы охлаждения, а по часовой стрелке – уменьшает.

Какой бы способ вы ни выбрали, температура двигателя должна находиться в оптимальном диапазоне, иначе это повлечёт за собой быстрый износ силового агрегата, увеличенный расход топлива и прочее. Тюнинг термостата ВАЗ 2109 позволяет забыть в зимний период о различных приспособлениях и утеплителях радиаторов. Модернизированная система охлаждения будет надёжно и безотказно выполнять свои функции и в морозы, и в жару.