Многие автолюбители, у которых есть в наличии автомобиль ВАЗ-21099, скорее всего сталкивались с затруднениями, связанными с корректной работой двигателя. Распространенная проблема – поворот ключа двигателя запускает его, но двигатель некорректно реагирует на холостое зажигание. Попробуем разобраться в причине появления подобной проблемы, которая скорее всего связана именно с неверно выставленным зажиганием.
Содержание
Основные технические понятия
Система зажигания – это связанные между собой разнообразные приборы и устройства, которые гарантируют появление электрического разряда, который в свою очередь поджигает смесь топлива и воздуха в системе двигателя внутреннего сгорания. Данная система играет огромное значение в техническом оснащении автомобиля и электрооборудовании.
Нас интересует не вся система зажигания, а только момент появления искры, который определяет правильность работы всей системы. Этот момент называется моментом зажигания, т.к. определяет время поджигания рабочей смеси в сжатом виде. Неправильно выставленный момент зажигания влечет за собой множество проблем в работе автомобиля. С помощью данной статьи вы узнаете, как определить неполадку, чем она грозит и как её исправить.
Чем грозят неисправности в зажигании
Проблемный запуск двигателя, едкий дым из выхлопной трубы и другие неприятности, которые могут случиться с вашим автомобилем – часто следствие неправильно выставленного момента зажигания, а не проблем с карбюратором. Незнание этого простого факта заставляет водителей подолгу без толку копаться в деталях автомобиля. Однако если искра вовсе не появляется, или заливает свечи, неисправность нужно искать в другом месте.
ВАЗ-21099 с карбюраторным двигателем требует точной регулировки зажигательного момента. Это можно сделать и без специализированного оборудования, однако легче использовать стробоскоп. Этот инструмент значительно облегчит вам работу по выставлению момента зажигания, которую нужно будет проводить скорее всего не один раз.
Описанные в данной статье проблемы могут возникнуть по многим причинам, однако легче проверить первую приходящую на ум поломку – неверно выставленный угол зажигания. Итак, самые часто встречающиеся неполадки работы системы двигателя:
- слишком сильная детонация в поршневой системе. Характерные признаки: при нажатии на газ слышен характерный звенящий звук. Такая проблема часто встречается у невнимательных автомобилистов, которые не уделяют надлежащего внимания своей машине. Причина ранней детонации – преждевременное зажигание, которое грозит не только некомфортной работой автомобиля, но и последующей деформацией колец поршня. Следует заметить, что ремонт поршневой системы – не самое дешевое «удовольствие»;
- при запуске двигателя из выхлопной трубы идет сильный черный дым. Такая проблема также может говорить о слишком быстром зажигании;
- мощность двигателя значительно снижена; использование топлива большего объема по сравнению с обычным литражом; двигатель не может быстро изменять режим работы, снижена приёмистость. Все вышеописанные неполадки связаны с противоположной проблемой – слишком позднем зажигании. Причина заключается в том, что смесь не полностью сгорает при самой высокой точке положении поршня. Такая верхняя точка называется еще мертвой. Таким образом даже при обратном движении поршня смесь продолжает сгорать. Возможна и вторая причина – слишком большая температура системы выпускных труб;
- если неполадка диагностирована при нажимании педали газа, то наиболее вероятная её причина – слишком позднее зажигание. В таком случае двигатель работает со значительными перебоями, а при нажатии газа диагностируются так называемые «провалы», во время которых двигатель не работает. Данная проблема может вызвать неровный автомобильный ход;
- запущенный в холостую двигатель работает неравномерно.
Поэтому, если вы увидели одну из перечисленных неполадок в вашем ВАЗ-21099, обратите внимание на угол, выставленный в системе зажигания. Возможно, проблема именно в нём.
Регулировка зажигания самостоятельно
Чтобы нормализовать работу движка и убрать неполадки, нужно правильно установить момент зажигания вашего автомобиля. Только при соблюдении этих условий двигатель сможет работать корректно. Для выполнения диагностики и исправления ошибок в угле зажигания вам потребуются следующие инструменты:
- стробоскоп (желателен);
- тахометр. Чаще всего подобный инструмент встроен в автотестер, так что с ним не должно возникнуть проблем;
- шлицевая отвертка;
- ключ на 10 (накидной либо рожковый).
Наличие стробоскопа значительно облегчит вам всю работу, так что его лучше приобрести для частного пользования.
Прежде чем вы приступите непосредственно к налаживанию момента и угла зажигания, нужно провести некоторые подготовительные работы. Первым делом поместите ключ для замка зажигания и заведите двигатель. После необходимо довести систему до температуры 90 градусов и довести число оборотов холостого хода до 800 оборотов в минуту (используя при этом тахометр), с помощью ручки регулятора топлива на корпусе карбюратора.
После разогрева двигателя снимите силиконовую трубку, с помощью которой подводится разрежение со штуцера. Регулирующий рычаг вы найдете на панели распределителя зажигательного момента, по-другому называемым трамблёр. Основание её прикреплено на карбюратор. Свободный край силиконовой трубки поднесите к пальцу, чтобы узнать наличие разрежения. Если таковое имеется, то палец присосет к трубке. Убавьте количество оборотов до того момента, когда разрежение исчезнет.
Дальше нужно выключить двигатель. Трубку следует перегнуть до полного исчезновения просвета. С помощью ключа ослабьте гайки, которыми закреплен распределитель. На картинке показан маховик и картерный лючок. На картере КПП – тот самый лючок со шкалой маховика. Выньте пробку и очистите от грязи смотровой люк со шкалой. Вам будут видны специальные полоски для установления правильного момента зажигания. Вот на них мы и остановим свое внимание.
Возьмите шлицевую отвертку и поверните маховик до длинной полоски шкалы. Перед установкой зажигания нужно чтобы эта длинная полоска была строго напротив выреза треугольной формы на шкале. Данное положение соответствует нулевой позиции угла зажигания. При таком расположении первый и четвертый цилиндры с поршнями находятся в крайней мертвой точке.
Если вам плохо видна шкала, и вы не уверены в том, что именно эта полоска – самая длинная, проверьте её местоположение на шкиве распределительного вала. Для этого снимите крышку ремня газораспределительного механизма. Нужная метка совпадет с отметкой на задней крышке его ремня.
Теперь настало время подключения стробоскопа. Для этого нужно выполнить несложную последовательность действий:
- красный провод подсоедините к плюсу на катушке;
- темный провод накидываем на произвольную систему в корпусе;
- крепление присоединяем к проводам на четвёртом цилиндре.
Если не уверены в такой последовательности подключения стробоскопа, лучше проверить последовательность действий по инструкции от прибора.
Выставляем зажигание
Теперь, когда закончены приготовления, следует выставить правильный угол момента зажигания для ВАЗ-21099. Сделать это несложно с помощью пошаговой инструкции ниже:
- запустите двигатель. Количество оборотов должно быть минимальным – не больше 800 оборотов в минуту. Для проверки используйте тахометр;
- луч стробоскопа должен светить в смотровое окно на люке;
- самая длинная отметка маховика должна выставиться на уровне нулевой отметки ( в градусах). Определите положение на метку, характерную для вашего топлива.
Изменять зажигательный угол нужно от нулевого положения длинной линии, т.е. от центра треугольника в сторону ветрового стекла машины. Чтобы не ошибиться, понемногу поворачивайте распределительный корпус зажигания вправо. Такое движение увеличивает угол опережения, тогда как движение против часовой стрелки уменьшает его.
Точное направление движения поможет найти шкала на трамблёре с нарисованными плюсом и минусом. Её очень удобно использовать для правильной регулировки. Стоит иметь в виду, что каждое деление равно 8 градусам, поэтому во избежание ошибки регулировать нужно медленно. После того, как нужное положение достигнуто, отключите трамблёр и закрепите его в нужном положении.
Проверяем систему зажигания
Для проверки модуля зажигания автомобиля с инжекторным двигателем на восемь клапанов, вам будут нужны такие предметы:
- компьютер с установленной на нём программой диагностики инжекторного двигателя;
- инструмент для тестирования;
- ключ с отверткой.
Не спешите проверять зажигательный модуль перед проведения теста всей системы. Она должна работать корректно и исправно, с подключением всех устройств. Если есть необходимость, включите массу и зажигание. После этого должно начаться поступление бензина в систему. Если горит красный индикатор, диагностируйте проблемы на борткомпьютере ВАЗ-21099, к которому подключен ноутбук.
После проведения всех приготовлений проверьте дроссельную заслонку. Для этого включите зажигание и с помощью тестера определите значение напряжения датчика бортового компьютера. Должны быть такие показатели: напряжение бортовой системы – больше или равно 12 воль, датчик – на уровне 0,5 вольт, степень открытия заслонки – до 1 процента.
Нажмите на педаль газа. Показатели должны измениться – в пределах 4,5 вольт и от 90% соответственно. Для лучшего результата лучше довести показатель дроссельной системы до ста процентов. После всего этого отключите регулятор поступления дополнительного воздуха и добейтесь 50-ти процентного открытия. Последний этап – регулировка дроссельной системы до полного закрытия.